Новости

Насосы и пиндосы! О рынке насосов в России.


Современный российский рынок промышленного оборудования, в том числе и насосного оборудования давно поделен и большую часть в нем занимают иностранные производители.
И хотя рынок насосного оборудования стабильно растет, доля российских компаний в нем снижается.



Разделение рынка

Объём российского рынка насосного оборудования в 2018 г составляет около 800 млн евро, из них 13 – 16% приходится на энергоэффективное оборудование. Однако несмотря на рост доли последнего в данном сегменте, его развитию препятствует несовершенная практика исполнения законодательства, убеждены эксперты компании Grundfos.
В 2018 г продажи составили 129,3 млн шт, что выше значения 2014 г более чем в 2 раза.
в 2015 году объем российского рынка насосного оборудования составил 205 миллиардов рублей против 170 миллиардов рублей в 2014 Основными потребителями этого насосного оборудования являются нефтегазовая отрасль, энергетика и водное хозяйство (включая ЖКХ).

В 2019-2023 гг, по нашим прогнозам, тенденция роста продаж сохранится. Продажи насосов в России будут демонстрировать ежегодный рост убывающим темпом в пределах 6,2-17,4%. В 2023 г продажи составят 215,5 млн шт, что будет больше значения показателя 2018 г на 66,6%. Рост продаж станет возможным благодаря следующим факторам: замена некачественных насосов, быстро выходящих из строя, в частности, ручных помп; необходимость замены давно

функционирующих технологичных насосов, которая была отложена из-за кризисных изменений в экономике; стабилизация российской экономики и курса рубля к доллару; восстановление потребительского спроса на насосное оборудование.

• На рынке насосов импорт в период 2014-2017 гг. демонстрирует отрицательную динамику, снизившись с 87,84 до 58,93 млн.долл.
• Максимальный спад ввоза продукции в РФ был в 2016 году, объем поставок снизился на 18,16% по сравнению к прошлому году (с 74,54 до 61,01 млн.долл).
• Рейтинг крупнейших стран импорта в Россию в 2017 году возглавляли Китай (24,38%), Германия (19,63%), Италия (10,7%), Швейцария (8,68%) и Великобритания (5,57%), на долю которых приходится 40,64 млн.долл всех операций.
• Экспорту насосов на протяжении последних лет характерна нестабильная динамика, демонстрирующая рост в 54,22% за последний год.
• Больше всего продукцию российских производителей в 2017 году закупали в странах: Беларусь (43,16%), Казахстан (33,21%), Германия (6,45%), Украина (3,63%), Узбекистан (2,39%).


Согласно исследованиям на отечественном рынке насосов преобладает продукция иностранных брендов, произведенных за пределами Российской Федерации. На протяжении последних нескольких лет сохраняется на уровне 58–63%. В число ведущих импортеров входят, датский концерн Grundfos, компания Wilo (Германия), концерн KSB (Германия) и Xylem (США). Бессменым лидером среди российских производителей насосов оборудования традиционно является ОАО «Группа ГМС».
По оценкам участников рынка, его особенность заключается в том, что насосное оборудование поставляется практически во все отрасли промышленности и коммунального хозяйства, а также для частного сектора.

Рассматривать рынок и его специфику в общем, без сегментации, невозможно и неправильно. По распределению долей рынка такая же ситуация. В зависимости от определенного сегмента лидирующие позиции могут занимать как российские предприятия, так и зарубежные производители. Тем не менее поставщики сходятся во мнении, что в ближайшее время российский рынок насосного оборудования вне зависимости от распределения сфер влияния по его отдельным сегментам ждет наплыв китайских компаний. «С учетом текущей политической и экономической ситуации наблюдается увеличение экспансии с Востока. Главная причина – низкая стоимость продукции.
Однако, по его мнению, рост поставок насосов из Китая не приведет к появлению заметных новых игроков на отечественном рынке. «Я не думаю, что в обозримой перспективе появятся новые игроки, способные произвести серьезные изменения на рынке насосного оборудования, – отметил Игорь Кинаш. – Стагнация в экономике негативно повлияла на нашу сферу деятельности и на промышленность в целом, и я сомневаюсь, что найдутся ресурсы для преодоления и кризиса, и высокой конкуренции».
Александр Патеев из «ВИЛО РУС» также говорит о мощном производственном и финансовом потенциале китайских производителей насосов, которые будут пытаться закрепить свое влияние в России. «В ближайшее время прогнозируется вклинивание китайских компаний во все сегменты насосного рынка», – считает он.

Локализация зарубежных брендов

В сфере производственной деятельности локализацию следует понимать, как перенос или расширение предприятия на территории другой страны. Ключевым определяющим фактором будет адаптация к особенностям региона, в котором планируется организация бизнеса. В этом контексте можно говорить, что локализация производства - это перечень технологических и организационных мер, благодаря которым предприятие встраивается в конкретные экономические, политические и социальные условия работы. Причем степень адаптации может быть разной в зависимости от конкретных условий и возможностей. Например, комплектующие детали для сборки промышленного оборудования могут поставляться из страны, размещающей производство. То есть организуется частичный процесс изготовления продукции неполного цикла.
Хотя производители насосного оборудования из Китая выигрывают по ценовым предложениям, стоимость не является единственным критерием, определяющим выбор продукции на рынке. Ключевым факторам относятся также известность торговой марки, репутация компании-производителя, надежность насосного оборудования, возможность его использования в конкретных технологических условиях и наличие сервисного постпродажного обслуживания. В последнее время (2018 г) было заметно стремление отечественных потребителей перейти на отечественные насосы и электродвигатели, в связи с накалившейся политической ситуацией вокруг России и связанными с эти санкциями.
В России ведущие мировые производители насосов закрепились прежде всего в сегментах, где требуются поставки высоконадежной продукции. «Иностранные производители лидируют в таких отраслях, как энергетика и промышленность, выигрывая в них по финансовым показателям и проигрывая по объемным. Лидерство в этих сегментах связано в первую очередь с высочайшими требованиями к надежности насосного оборудования», – сказал Александр Патеев.
По оценке Константина Бирзнека, иностранные компании сейчас фактически монополизировали такое направление, как поставки насосов инженерных систем в промышленно-гражданском строительстве. «Связано это с тем, что вопросы индивидуального строительства, энергосбережения в этой области были исторически не развиты в нашей стране, поэтому рынок насосов для инженерных систем личного и жилищного строительства практически на 100% занят импортными производителями», – поясняет он.
Наращивая уровень локализации, иностранные компании признают, что в некоторых сегментах рынка насосного оборудования им сложно конкурировать с отечественными производителями.

И Grundfos, и Wilo, и KSB сегодня развивают производство в России. Как рассказал журналу Игорь Кинаш, компания в 2005 году открыла в Московской области завод «Грундфос Истра», где собирают вертикальные, центробежные, скважинные и консольно-моноблочные насосы (в том числе с частотно- регулируемыми двигателями), а также системы управления, установки повышения давления и пожаротушения, дозировочные станции, комплектные канализационные станции и станции повышения давления.
В сентябре 2016 года на «Грундфос Истра» была запущена новая линия по производству оборудования для водоотведения. Сегодня это предприятие производит около 33% от общего объема продукции Grundfos, продаваемой в России.
«Локализованное производство дает такие преимущества, как гибкость, возможность адаптации, разработки и производства продукции под требования заказчика и установленных в стране требований, оптимизация затрат и сроков поставок, постоянный и гарантированный доступ к выпускаемым товарам и сервисному обслуживанию», – отметил заместитель директора департамента по реализации проектов ООО «Грундфос».
По словам Александра Патеева, запуск завода в Ногинске, строительство которого длилось три года, состоялся нынешним летом. Стоимость проекта составила 35 млн евро. «Изначально было запланировано производство большого количества продукции как для России, так и для стран СНГ. Поэтому пока не планируется расширять свое производство в России, мы только начали загружать имеющиеся мощности», – уточнил Патеев.
Сейчас «ВИЛО РУС» выпускает пожарные установки, установки повышения давления, фекально-дренажные насосы, колодезные погружные насосы и насосы с сухим ротором. Уровень локализации производства составляет 30%. В течение трех-четырех лет запланирована программа углубления локализации для достижения показателей 80–85%.
Константин Бирзнек из «КСБ» также считает локализацию производства перспективным направлением, позволяющим не только предлагать российским потребителям качественное оборудование по конкурентоспособной цене и с оптимальными сроками поставки, но и участвовать в проектах, где в числе требований указано применение оборудования российского производства. «На базе сервисного центра ООО «КСБ» в Химках (Московская область) осуществляется сборка и агрегатирование насосного оборудования мощностью до 8 МВт, а также производство установок повышения давления для применения в системах водоснабжения и пожаротушения», – говорит он. – В 2015 году мы также начали модульную сборку стандартных консольных насосов Etanorm, налаживаем производство одноступенчатых насосов серии Etaline, Etabloc, Omega».
На 2017 год запланирован ввод в эксплуатацию нового производственного комплекса ООО «КСБ», строительство которого ведется на территории технопарка «Индиго» в Москве. Здесь будет осуществляться крупноузловая модульная сборка и агрегатирование насосного оборудования KSB, в том числе с применением локальных комплектующих.
По словам Константина Бирзнека, в России KSB локализует производство самых продаваемых стандартных насосов для гражданского строительства, водоснабжения и общей промышленности. Что касается полной локализации, то он считает ее «потенциально возможной, но не вполне целесообразной». «Например, насосы, сложные по конструкции, материальному исполнению и технологии производства, такие как питательные насосы высокого давления или химические для агрессивных сред, компания по-прежнему будет производить и испытывать на европейских заводах», – уточняет он.

Лидеры рынка признают преимущество отечественных производителей насосов.

Наращивая уровень локализации, иностранные компании признают, что в некоторых сегментах рынка насосного оборудования им сложно конкурировать с отечественными производителями. «Значительное преимущество у отечественных производителей имеется в сфере добычи полезных ископаемых, нефтедобычи, коммунального хозяйства», – отмечает менеджер по промышленному сегменту «ВИЛО РУС» Александр Патеев, уточняя, что это преимущество во многом обеспечивается «еще советскими образцами насосов, низкой ценой предлагаемых аналогов, низкой ценой энергоресурсов в России».
Крупные заказчики предпочитают сотрудничать с одним поставщиком насосного оборудования, чья продукция полностью отвечает их требованиям

По оценке Константина Бирзнека, российские предприятия лидируют в отраслях с сильным государственным влиянием. «Преимущества отечественных производителей логически сконцентрированы в сегментах стратегического значения, хотя и здесь история показывает, что не все потребности таких отраслей, как атомная или тепловая энергетика, химическая и нефтегазоперерабатывающая промышленность, можно удовлетворить только благодаря внутренним ресурсам, – отмечает он. – Например, концерн KSB еще с 1930-х годов имеет опыт поставок своих насосов и арматуры на российские предприятия нефтехимического комплекса и на объекты энергетики. Сейчас спрос на оборудование KSB для этих отраслей попрежнему высок, так как подобрать отечественные аналоги не всегда возможно». По его словам, сегодня можно говорить и об укреплении российских предприятий на рынке насосного оборудования для водоснабжения и водоотведения, то есть в областях, развитие которых во многом зависит от властей.
«Возможности вытеснения иностранных производителей базируются в основном на нестабильном политическом фоне. На наш взгляд, нельзя политическим решением исключать зарубежный опыт и технологические разработки, уничтожив тем самым конкуренцию с западным производителем, ведь прежде всего пострадает качество. Я имею в виду, если оборудование какого-то производителя будет лучше по своим характеристикам и эксплуатационной надежности, то нужно применять именно его для решения глобальных задач. Когда речь идет о здоровье нации и экологической безопасности производств, не должно быть никаких штампов и политических ограничений», – констатирует собеседник издания.
Если рассматривать возможности отечественных производителей насосов без учета административного ресурса, то можно предположить, что вытеснения с рынка иностранных компаний не следует ожидать в ближайшее время. Отчасти это связано с тем, что насосное оборудование является звеном единой технологической цепи. Если эта схема изначально построена под импортные насосные агрегаты, заменить их российскими аналогами без потери качества и надежности может быть проблематично. Кроме того, пока российские производители насосов не могут заменить всю линейку продукции зарубежных компаний.
Для того чтобы расширить модельный ряд, отечественным предприятиям нужно пройти полный цикл от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до проектирования и организации серийного производства, что требует больших временных и финансовых затрат. С учетом специфики рынка у российских производителей нет гарантии, что их продукция немедленно будет востребована в полном объеме, предварительно она должна быть опробована в конкретных проектах.

Есть еще одна маленькая деталь. Российские производители не замечают проблемы проектировщиков и маркетинговых служб. У Российских компаний нет 3Д моделей для компьютерных программ, нет видео, нет красивых буклетов и каталогов.
Этой слабостью очень хорошо пользуются наши «партнеры».
Компания Grundfos уделяет этому огромное значение и значительно упрощает жизнь проектировщикам и продавцам.
Но что-то мне подсказывает, что рывок российского рынка в цифровую экономику, о которой постоянно говорит наш президент, будет происходить за счет иностранных брендов.



<< Следующая новость




 
ЗАВОДЫ-ПАРТНЕРЫ



КОНСУЛЬТАНТЫ

icq icq   673-568-755  Евгения 
icq skype   aendako   Алексей 



НОВАЯ СТАТЬЯ

05.06.21 | 16:25:07

ГОСТ 29322— 2014 (IEC 60038:2009) НАПРЯЖЕНИЯ СТАНДАРТНЫЕ


Все статьи >>